Истоки мира

Портал о происхождении и эволюции Земли, древних цивилизаций и интересные факты об окружающей Вселенной

Самое популярное
Венец творения
Ты говоришь, что плоть слаба
Душа ж твоя, прекрасна и всесильна
И, с высоты парящего орла,
Взираешь вниз и расправляешь крылья.

А ветер бьет упругою струей,
И кровь кипит, зовет все выше, выше,
Внизу остался дух любви земной
И зов ее тебе уже не слышен.

Там, в небесах, простор и звезд роса,
Легла сияющим Венцом Творения,
Но разум холоден, хоть и манит всегда,
К познанию миросотворения.

Укрыли Землю перья облаков,
С твоих, слетевшие, подкрылков,
Ложатся белым саваном снегов,
На то, что трепетало в сердце пылком.

И кажется тебе, что сброшен груз
Сует земных, привязанностей душных;
И не понять пока, что там, внизу,
Ты, даже сам себе, еще так нужен!

Затем Земля была и рождена,
Что б радость дать душе и просветление;
Есть в здешней жизни Истина одна,
Дарящая полетам вдохновение.

Стартуют души лишь отсюда ввысь,
Сначала ощутив Земли дыханье,
И, как познать просторы не стремись -
Не пережить с Землею расставания.

Здесь женщину не создал сатана,
То Бога вдохновенное творение,
Познав звенящей истины сполна,
Не сторонись ее земного притяжения.

Продрогнув в Вечности от совершенства льда,
Поймешь, зачем придуманы разлуки...
Взгляни на Землю - там Любви Звезда -
Спустись с небес в распахнутые руки!

Марина Ермакова (Кострома)
Как вы считаете?

Что угрожает нашей планете?

глобальное потепление
глобальное похолодание
колеблюсь
планете без разницы

» » » Психология восприятия памяти

Психология восприятия памяти

Психология восприятия памяти
Однажды, к Александру Романовичу Лурии, начинающему ещё тогда психологу, пришёл юноша с просьбой проверить его память. Фамилия пациента была Шерешевский. Учёный начал обследование без особого энтузиазма, но вскоре понял, что перед ним – уникальный пациент!

Ш. обратился за помощью психолога по одной причине - его начальник не верил, что молодой сотрудник запоминает дословно все распоряжения начальника.
Ш. без видимого труда воспроизводил предложенные ему ряды цифр, причём одинаково легко проделывал это в прямом и обратном порядке. Таблицы из 50 - 60 цифр он запоминал в одно мгновение и на долгие годы. Юноше давали таблицу из 28 букв, где только 4 буквы повторялись многократно, образуя различные комбинации – на запоминание этой таблицы Ш. затратил менее 3 минут. То же самое происходило и с любой самой дикой абракадаброй из 40 – 50 слов. Он мог воспроизвести в точности ряд, состоящий всего из пары слов, произносимых в различном порядке: синий, красный, красный, синий, синий, синий, красный и т.д.
Он запоминал информацию стоя, прикрывая глаза после каждой озвученной ему фразы или группы цифр. Иногда он поднимал к лицу руки, иногда делал движения, будто придерживал руками какой-то тяжёлый предмет. Бывало, что в ходе эксперимента Ш. делал пару – тройку шагов в сторону говорящего. Но по наблюдениям учёных, он не обладал какой – либо вспомогательной мнемотической системой.
Его память прямо – таки не имела границ!

Синестезия – это явление восприятия, при котором одни ощущения порождаются раздражителями других. Встречается синестезия цветовая, запаховая, слуховая, вкусовая.
Эйдетизм — способность сохранения и воспроизведения необычайно живого и детального образа увиденных ранее предметов и сцен.

Ш. относился к числу ярко выраженных синестетиков и эйдетиков. Он мог «видеть» звуки, причём звуки определённой тональности вызывали у молодого человека острейшее переживание и запаха, и цвета, и вкуса. Ему мог мешать шум в соседней комнате, который преобразовывался для юноши в клубы пара и брызги, заслонявшие от него таблицы для заучивания. На вопрос о дощатом заборе Ш. ответил как-то, что забор имеет солёный, шершавый вкус и пронзительный звук. Слово «самовар» было для Ш. сплошным нестерпимым блеском. Любое музыкальное произведение у него «раскрашивалось» множеством цветов и оттенков.

Шерешевский легко решал задачи, сложные для «простого смертного», но и у него была проблема. Его всеобъемлющая память забивалась до отказа всякой ахинеей, от которой ему никак было не избавиться. Он не умел забывать, поэтому разработал для себя стратегию забывания: стал записывать всё, что нужно забыть, а затем сжигать эти записи. Не помогло. Юноша мучился от невообразимого обилия информации, роящейся в его мозгу разноцветной, шумящей и пахнущей нелепой бессмыслицей. В конце концов, помогло ему только самовнушение.

Другой проблемой синестетика Ш. была невозможность читать осмысленные тексты и произведения. Каждое слово текста покрывалось для него таким слоем переплетающихся ощущений и образов, что чтение моментально превращалось в мучительную пытку.

Совсем плохо обстояло у Ш. дело с метафорами. Понять переносный смысл слов - было для него задачей практически невыполнимой. Живые зрительные картинки, невольно вспыхивающие в сознании, обладали яркостью и полнотой реальных предметов. Чтобы отыскать смысл сказанного – нужно было абстрагироваться усилием воли от буквального представления фраз, а вот этого - то Шерешевский как раз и не умел.
Так же он не мог читать стихи.

Психология восприятия памяти
Его воображение было настолько многоцветным и ярким, что реальность зачастую представлялся молодому человеку смутным и размытым сном. Его память не только служила своему обладателю, она управляла всей его жизнью, обрекая жить в мире иллюзий, диких фантазий и неизгладимых воспоминаний.

Для того чтобы немного разобраться в исключительных способностях Ш., придётся вспомнить о существовании памяти врождённой или благоприобретённой, связанной с остротой тех или иных органов восприятия: тактильных, зрительных, слуховых, двигательных.

Давно известно, что педагоги запоминают лица своих учеников и узнают их при встрече через много лет. Столь же острой памятью на лица отличались многие военачальники. Интересно, что Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, по свидетельству очевидцев, знали в лицо практически всех своих солдат.
Талантливые композиторы наделены иной памятью – музыкальной.

Как-то раз Рахманинов, захотев подшутить над своим приятелем, спрятался неподалёку от залы, где тот исполнял только что сочинённую им пьесу. На следующий день, к величайшему смятению друга, Рахманинов сыграл ему всё произведение целиком абсолютно безошибочно.

Римский – Корсаков и Скрябин также имели цветовой слух и могли видеть тональности и звукосочетания в определённых цветах.
Вольфганг Амадей Моцарт 11 апреля 1770 г., в 14 лет впервые услышал исполнявшееся монахами – кастратами в Сикстинской капелле великое «Miserere», музыкальное сочинение 17 века. Потрясённый до глубины души, юный Амадей вернулся в гостиницу и записал весь 50-й псалом от начала до конца. Мальчик не знал, что рукопись Аллегри более ста лет хранилась церковью как святыня, и что никому не позволялось её копировать. Гармоничный, музыкальный рисунок псалма постоянно варьировался, и разложить гениальное произведение по нотам было задачей практически неразрешимой.

Не менее удивительна и память живописцев. Француз Поль Гаварни, прогуливаясь по Монпарнасу с приятелями и встретив случайного прохожего, мог с удивлением воскликнуть: « Неужели вы не припоминаете этого человека? Мы уже встречались с ним на этом же месте 20лет назад!» Художник обладал в полной мере яркой, образной эйдетической памятью, называемой в просторечье зрительной памятью.

А Левитан и Моне писали картины, будто музыкальные произведения – они «слышали краски».
Интересен пример использования феноменальной памяти, изображённый в фильме «Белый снег России». Гроссмейстер Алёхин играет с офицерами вермахта, играет вслепую одновременно на 30 досках. Великий шахматист сидит спиной к противникам и, узнавая о сделанных ими ходах от «вестового», чётко и быстро объявляет свои ответные ходы. Дело кончается тем, что парнишка - посыльный, метавшийся между Алёхиным и офицерами – просто падает в обморок. А сам Алёхин в той игре не проиграл ни единой партии.

В автобиографической повести « Память, говори» Владимир Набоков во всех подробностях описывает свои непроизвольные синестетические чувствования. Он писал:
"Едва только добытая формула моего возраста, свежая, четкая четверка, встретилась с родительскими формулами, тридцать три и двадцать семь, как нечто случилось со мной. Я испытал живительную встряску... В тот миг я пронзительно осознал, что двадцатисемилетнее, в чем-то бело - розовом и мягком, создание, владеющее моей левой рукой, – моя мать, а создание тридцатитрехлетнее, в бело-золотом и твердом, держащее меня за правую руку, – отец."
Набоков рассказывал, что он наделён был «цветовым слухом».

Такие люди встречаются в соотношении приблизительно 1 к 25000. Как говорил любимый многими россиянами психолог Владимир Леви «не все устроены одинаково, не у всех мозги стандартные. Вернее, они ни у кого не стандартные, но у некоторых нестандартнее, чем у других».
Человек, который обладает эйдетической памятью – продолжает видеть предметы и события даже тогда, когда они исчезли из поля его зрения. Эйдетик не вспоминает исчезнувшее изображение как большинство людей – он просто видит его.

Естественными эйдетиками являются почти все дети. Но с годами эта данная природой способность утрачивается. Слабые отголоски её могут проявляться вплоть до юношеского возраста. И лишь у некоторых людей она сохраняется до конца жизни. Именно через таких нестандартных людей природа человеческая и ищет новые свои возможности в историко-эволюционном мире.

Обсуждение публикации

#1 • 2 февраля 2011 14:07 • 
От: Сергей (0 публикаций, 0 комментариев, группа: Гости)
Фото
Да что там говорить, пока учился в школе и институте все легко давалось, сейчас на работе очень трудно учить экзамены, но когда садишься и пару дней зубришь уже через неделю намного легче, что либо выучить. Вот так вот.
#2 • 2 февраля 2011 15:03 • 
От: Яна (0 публикаций, 0 комментариев, группа: Гости)
Фото
Некоторые люди хорошо запоминают, когда сами читают или видят, другие – когда им читают в слух, третьи - ассоциируют с чем-то.
В школьные годы хорошая память, потому что мы ее с каждым днем развивали, а сейчас мозг не напрягается, он расслаблен и не использует свои возможности.
#3 • 4 февраля 2011 16:09 • 
От: diana2176 (0 публикаций, 0 комментариев, группа: Гости)
Фото
У меня до сих пор отличная память, хоть я уже не школьница и не студентка. Многие поражаются, что я помню много детских воспоминаний или кто что говорил год назад. Это какая-то индивидуальная особенность у людей. Многие забывают, что вчера было, не то что помнить, что было пару лет назад. Про детство так вообще не каждый вспомнить может.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Река, на которой стоят Ядрин и Пенза
Ответ:*